Так что же это такое - мода? В самом широком смысле слова под словом "мода" подразумевается отношение ко всем внешним проявлениям культуры, таким, как одежда, автомашины, стиль жизни, обычаи поведения за столом и сервировки стола. Но чаще всего, когда употребляется слова "мода", имеется в виду одежда...
Не всем известен тот факт, что столь дорогой дамским ножкам каблук получил свое название от слова, которое у тюрков служило ругательством. Так говорили про грубого и наглого человека. Не потому ли теперь он стал символом женской независимости и самостоятельности?
Поистине Клеопатру и Нефертити можно считать великими женщинами, если через столько веков не проходит мода на их изобретение, даже если оно все это время доставляло боль. Стать привлекательной, пройдя через муки издевательств, - вот первоначальное определение депиляции...
Еще мудрый римлянин Плавт отмечал привлекательность накрашенной женщины, сравнивая красотку без макияжа с несоленой пищей. Сказано очень в духе Рима, однако львиная доля правды этого афоризма доказывалась на протяжении многих тысячелетий. Желание быть самой прекрасной толкало женщин на немыслимые жертвы и ухищрения...
К совершенству и красоте люди стремились во все времена. Первые украшения в виде бус и ожерелий появились примерно 40 тысяч лет назад. Человеку понадобилось защитить себя от дождя и холода шкурами животных. Так около 35 тысяч лет назад появились набедренные повязки...
Эпоха, предшествующая стилю Ампир, ознаменовалась увлечением античностью. Это сказалось не только на моде того времени, но и на всем образе жизни. Значительное влияние ощутили н себе скульптура, живопись и архитектура. Все считали, что это увлечение определит стиль жизни всего XIX века...
В средние века общество, нравы и, конечно мода испанского двора вышли в Европе на передний план. Это произошло за счет прекрасно развивающейся экономики страны. В XVI веке мода Испании шла своим путем и никогда не отказывалась от местных элементов, хотя, конечно, на нее оказывали влияние как немецкая и итальянская мода, так и мода бургундского двора...
Во всех древних культурах основным принципом одежды были однообразие, постоянство и неизменность. Но даже в те времена было уже и техническое совершенство одежды, прекрасные ткани, большое изящество при обработке и точно рассчитанные выкройки. ТО же самое можно сказать и про одежду древнего Египта. В ней нет места случайностям, все продумано до мелочей...
В XII веке одежда, более похожая на облачение монаха, начинает уступать место куда более изящной и грациозной одежде, тесно прилегающей к фигуре. Это произошло, прежде всего, во Франции. В XIX веке одежда полностью приобретает светский характер...
История моды в Византии напрямую связана с модой Рима. В ней сохранена и верхняя одежда, такая, как пенула, паллиум или тога, так и нижняя одежда – туника. Изменились практически только названия. Туника стала альбой и далматикой, пенула превратилась в касулу альда. Эта одежда вошла в церковные одеяния...
Римскую одежду можно определить как «греческое рококо». В ней были сохранены целесообразность, симметрия, организованность и закономерность, которые были присущи одежде древней Греции. Но в то же время женское платье стало куда более грациозным. Мужское же платье приобрело торжественность...
Античная культура – первая культура, в которой человеческое тело рассматривалось как зеркало, в котором отражено совершенство и единство мира. Известный в древнем Риме архитектор Марк Витрувий Поллион основными особенностями любого совершенного человеческого творения целесообразность, симметричность, пропорциональность, организованность и закономерность...
Известный портной Леруа умер в 1829 году. И в этом же году в Париж приехал инженер Тимонье, которого в то время никто не знал. Впоследствии он изобрел швейную машину, которая произвела переворот в методах пошива одежды и коренным образов впоследствии изменила всю историю моды. В то время огромный размах приобрели специализированная торговля разнообразными модными аксессуарами и массовый пошив одежды...
Моду этих годов можно охарактеризовать как моду большого города. Если до этого фраки одевали, даже выходя на улицу, то в эти годы такое стало невозможно. В эти годы при выходах в город люди надевали гепельц (Gehpelz),сюртук, меховое пальто и герок (Gehrock). С самого начала века мужская одежда практически не претерпела изменений. Ни покрой, ни отделка практически не изменились, менялись только некоторые детали и в основном материал...
Если мы надеваем корсет, мы становимся женственнее, подтянутее и стройнее. Но всего несколько веков назад он причинял массу неудобств и был сущим наказанием для женщины. За все время своего существования корсет претерпел многочисленные изменения в соответствии с модными тенденциями каждой эпохи. Французы в течение почти двух столетий (с XV по XVI вв.) оставались верны платьям достаточно откровенного фасона...
В начале XVII века все страны Европы резко изменили свое отношение к испанской моде и вкусам. В течение почти пятидесяти лет господствовала мода маньеризма. В начале XVII века она начала сдавать свои позиции...
Регентство Филиппа Орлеанского, которое предшествовало правлению Людовика XV, стало переходным периодом между барокко и рококо. В те времена Франция задавала в Европе тон как в области духовной жизни, экономики и политики, так и в моде...
В XVI веке мода Центральной Европы развивается совсем не в тех условиях, что в Италии. Кроме того, в каждой стране развитие идет своим путем. В том время существовал анекдот о неком художнике эпохи Ренессанса, который написал портрет немца, одетого по немецкой моде, испанца – в наряде, который носили при дворе Габсбургов и итальянца, одетого в соответствии с модой Италии...
Мода эпохи Ренессанса, которая связывается с дальнейшим развитием человека и пониманием им своей индивидуальности, появилась сначала в Италии, которую по праву считают колыбелью эпохи Возрождения. Еще во времена средневековья Италия была одной из самых культурных и цивилизованных стран в Европе...
Можно считать, что в моде позднего Рима античная мода достигла своей «эпохи рококо». Средневековая мода тоже пришла к своему «рококо», пройдя свой путь развития. Это было, так сказать, «рококо готическое». Поздняя готическая мода достигла своего максимума при дворе бургундских герцогов, а в Чехии – при дворе Вацлава IV...
С точки зрения исторического развития появление на арене истории так называемых «варварских» племен было прогрессивным явлением. Но «варвары» оказали влияние и на одежду той эпохи, что всячески осуждалось и высмеивалось...
В конце столетия в моде появляется огромное количество новых веяний. Кроме того, повторяется мода минувших времен. Третья французская республика отметила в 1889 году свой столетний юбилей. В честь этого события была построена Эйфелева башня. Вполне можно допустить, что именно тот юбилей заставил вспомнить об истории тех воистину бурных лет...
Философ Гердер в 1778 году высказал мысль – недостойно носить в волосах украшения из перьев, перчатки и юбки на обручах. Именно тогда все чаще и чаще стали упоминать об античности, причем совсем не только как о «старинных образцах», о и как образцах для подражания в современности...
В эпоху барокко костюмы были просто великолепны. Но этот период сменила эпоха рококо. Костюмы стали, так сказать более «интимными». И в этом первенство принадлежало тому же французскому двору. Изменилось практически все. Всем известна знаменитая версальская зеркальная галерея. Но больше такие сооружения не создаются. На смену им приходят интимные салоны дворян...
Примерно с середины XVII века направление в моде стал задавать французский двор короля Людовика XIV. В это время абсолютная монархия во Франции буквально расцвела. Появились королевская и дворянская мода. Эту моду можно считать продолжением испанской, но приспособленной конкретно к вкусам французов...
Эти времена можно охарактеризовать как эпоху «распада стиля». Практически во всех областях жизни и, прежде всего, в архитектуре наблюдается тенденция возвращения к разным историческим эпохам. Ко всем этим переменам приспосабливается и мода. Самое большое влияние на моду оказывает наступающая индустриализация. Но в этом плане перемены происходят достаточно медленно...
Первая мировая война принесла миру много потрясений. Жизнь после этого коренным образом изменилась. Естественно, что перемены не обошли и моду, в которой новые веяния появились уже во время войны. Примерно до начала 20-х годов существовал так называемый «военный кринолин». Это были прилегающие полудлинные платья неопределенной формы, несколько напоминающей эллипс, и юбки с воланами на боках...
В 1945 году, после окончания второй мировой войны, в Музее декоративного искусства, распложенного в Париже, была проведена Выставка театрального костюма. Основной ее целью было вновь привлечь внимание общества к моде и культуре одежды. В это время в Париж возвратились лучшие модельеры того времени – П. Бальмэн, Ж. Фот, Роша, Л. Лелонг...
Как это ни парадоксально, значительное большинство идей и новых форм в последнее время родилось отнюдь не в домах моделей, а на улицах городов. Профессиональные создатели моды неожиданно столкнулись с весьма мощной конкуренцией со стороны непрофессионалов — самодеятельных художников движения протеста, создавших течение, получившее название «антимода», объединившее различные тенденции, которые не входят в границы моды, существуют вне, помимо ее и даже наперекор ей...
Ничто так не связано с жизнью человека, с особенностями его быта и культуры, как костюм. Возникнув как средство защиты человека от воздействий внешней среды, он на всем протяжении истории человеческого общества отражал и отражает изменение эстетических идеалов, общественного вкуса...