Примерно с середины XVII века направление в моде стал задавать французский двор короля Людовика XIV. В это время абсолютная монархия во Франции буквально расцвела. Появились королевская и дворянская мода. Эту моду можно считать продолжением испанской, но приспособленной конкретно к вкусам французов.
В новых костюмах использовалась старая конструкция маньеризма. Но если испанские платья отмечены печатью строгой геометрии, то во Франции ее сменили некая не совсем ясная сложность кроя, смысловая наполненность, яркие краски и тона.
Именно с этого времени и мода, и вкусы Франции воцарились во всей Европе и в течение многих веков не переставали владеть ей. Вместе с модой барокко появились новые украшения и материалы, внешний вид костюма коренным образом изменился.
Металл и бархат были вытеснены кружевами и шелком. Французская мода старалась подчеркнуть внешние данные. Прошла мода на стилизованные фигуры. В моду вошли пышные формы.
Одежда приобрела очень живописный вид. При ее драпировке учитываются тень и свет, движения, блеск и общая индивидуальность. Она приспосабливается к тому, кто будет носить костюм.
При такой свободной одежде можно было позволить себе и плавные, медленные движения, которые были нужны при сложных церемониях. Платье развевалось свободно, воплощая в себе стремление к роскоши и эксцентричности, воплощая все фантазии иго владелицы.
В то время костюм становится очень декоративным и сложным. Иногда просто невозможно различить отдельные его части. Кроме очень искусного покроя, в одежде тех времен используются самые разнообразные украшения – вышивка, кайма, ленты, шнуры, кружева – все, что имеется под рукой.
Такие украшения нашивались по всему наряду, который уже сам по себе был изготовлен из узорчатой парчи. Но оказывается, что и этих украшений мало. Иногда сшивали швы жилетов и рукавов, что давало возможность видеть шикарное нижнее белье, зачастую не уступающее по красоте расшитой золотом парче.
Во времена барокко начали широко использоваться разные материалы – заменители и искусственные эффекты. Для мужской одежды во второй половине XVII века стал очень типичен камзол, который появился на свет в первой половине XVII века.
Камзол изготавливался из парчи. В конце века его стали украшать золотыми лентами и богатой вышивкой. Рукава можно было отвернуть как манжеты. Это позволяло видеть очень красивую рубашку. Передние же части камзола отгибались, что открывало взору нижний жилет, прикрывавший узкие брюки и продолжавшийся до колен.
Брюки были длиной по колено. На ноги надевали шелковые чулки, в основном белые. Первые парики появились во Франции примерно в 1640 году. В истории моды они оставили очень заметный след. Парики в основном представляли собой локоны, которые свободно ниспадали на плечи. Это заметно увеличивало голову.
Парик прекрасно дополнял костюм. Кроме того, он свидетельствует о том, что его обладатель принадлежит к высшему классу общества. Парики носили только дворяне и члены королевской семьи. Парик можно причислить к символам светской власти того времени. В конце века парик стали изготовлять из светлых волос. Он приобрел форму пирамиды.
В конце XVII века мода снова начала возвращаться к искусственности и стилизации. Формы одежды, прежде такие живописные, становятся опять неподвижными и как бы застывают. Если в середине века юбки были гладкими и ниспадающими, то в конце столетия их начали подрезать и приподнимать на боках. В юбку вновь вставляют железные обручи. Теперь видно не только нижнюю юбку, но и подшивку у верхней юбки.
Лиф платья тоже существенно изменился. Его опять стали стягивать китовым усом и зашнуровывать. Вырез лифа опять стал четырехугольным. Украшенная богатыми кружевами передняя часть лифа вновь сократилась до талии. Украшения из кружева покрывали голову, рукава и вырез платья.
Прически женщин стали очень сложными. Их поддерживала проволока, с которой волнами ниспадали кружева. Это прическа продержалась до самой смерти Людовика XIV. Ее называли - а ля Фонтань. В середине XVII века в моду вошли прически гарсетт, с локонами на висках и на лбу.
В то время платья шили в основном из шелка и парчи. Эти ткани производились в самой Франции и очень быстро заполнили все рынки Европы. В моде барокко всячески подчеркивалась «развевающаяся» линия. Это требовало очень большое количество лент, куда больше, чем в моде XVIII века. Модными дополнениями к костюму были веера, пояса и пуговицы. Пуговицы в те времена использовались самые разные – медные, оловянные, серебряные и шелковые. Кроме того, из Франкфурта и Гамбурга привозились шейные платки, которые считались очень модными дополнениями костюма.
Франция стала воистину кумиром всех европейских дворян. Моды, продиктованной ей, придерживались не только венценосные особы, но и провинциальные дворяне. Французская мода стала для них примером для подражания.
Во времена барокко фантазии был дан полный простор. Она уже значительно меньше сковывалась разнообразными церемониалами. Жизнь дворян стала напоминать пьесу, действие в которой начиналось утром и продолжалось до самого вечера. И это нельзя рассматривать как просто развлечение. Это была крайне утомительная и дорогостоящая игра, направленная на усиление абсолютной власти и подчинение себе народа. Все это использовали как король Франции, так и другие монархи, следуя его примеру. А уж за монархами тянулось и дворянство.