Мода эпохи Ренессанса, которая связывается с дальнейшим развитием человека и пониманием им своей индивидуальности, появилась сначала в Италии, которую по праву считают колыбелью эпохи Возрождения. Еще во времена средневековья Италия была одной из самых культурных и цивилизованных стран в Европе. Там еще живы были традиции античной культуры. Античность в Италии служила эталоном качества произведений искусства.
Вера в то, что этот период может возродиться и обновиться, была сильнее всего во Флоренции. Этот город не только был центром общественной и культурной жизни. Там производились модные изделия и ткани. Благодаря этому город процветал.
Во Флоренции возникли самые благоприятные условия для возникновения нового направления моды – моды Ренессанса. Эта мода отличалась тем, что человеческое тело и его отдельные части не обнажались, как это было в античной культуре, не подчеркивались, как в стиле готики. Мода Ренессанса сумела понять тело как нечто пластичное и законченное.
В новой моде ничего не осталось от того, что не соответствовало ее пониманию умеренности и симметрии. Кроме того, в ней совершенно не было экстравагантных деталей, которой отличалась предшествующая мода. Пояс, который прежде мог располагаться либо слишком высоко над талией, либо слишком низко на бедрах, теперь располагался непосредственно на талии. Были отвергнуты высокие шляпы, рукава, вытянутые углами, остроконечные глубокие вырезы платья, остроносые длинные башмаки.
Появились совершенно новые принципы, более соответствующие идеалам того времени. Более того, в то время появились правила красоты, которые актуальны до сих пор. Это статная высокая фигура, благородные движения, красные губы, белые зубы, красивый рот, тонкая талия и широкие плечи.
В новой моде очень важны были рост и форма груди человека, его цвет волос и прическа. При этом основными критериями стали общечеловеческие представления. Понятно, что мода Ренессанса активно выступала против неестественной моды эпохи готики.
Белокурые волосы были очень важным условием красоты в Италии и до Ренессанса, и во время его расцвета, и в дальнейшем. Этого достигали при помощи самых разнообразных средств.
Итальянским женщинам тех времен было известно несколько способов изменить цвет волос. Либо волосы окрашивали, либо на голову надевали нечто похожее на парики наших дней из желтых накладных волос. Нужный эффект был достигнут.
Основным требованием новой моды бы очень высокий лоб, который не обрамлялся волосами. Линия лба должна была быть плавной. Ее не должны были нарушать даже брови. В те времена их выщипывали и мужчины и женщины. Упоминание об этом можно найти в записях Балтазара Кастильоне, датируемых 1516 годом.
Каждая женщина в полной мере владела искусством гримировки лица. С приемами наложения грима можно познакомиться, прочитав руководство Екатерины Сфорца.
Волосы украшали специальными накидками и сеточками, в них вплетали нити кораллов и жемчугов. Итальянские портреты эпохи Ренессанса свидетельствуют том, что все требования моды выполнялись очень точно.
В период Ренессанса мода была научно детализирована. В это время появляется первая литература об одежде, руководства о том, как следует гримироваться и одеваться, чтобы наилучшим образом соответствовать современным веяниям моды. Эти требования с подкупающей чистосердечностью сформулированы в литературе Италии.
В те времена женщины носили платья двух разновидностей - нижнее, имеющее длинные рукава и верхнее, напоминающее халат с широкими рукавами, которое называли гамурра.
Во Флоренции предпочтение отдавалось бархату, парче и шелковым тканям, хотя сама она разбогатела на производстве сукна и вывозе его за границу.
Ткани, которые использовались в нарядах той поры, были очень трудны для пошива, это диктовала как совершенно новый покрой, так и новую драпировку из складок.
В XV веке женское платье присбаривается так, чтобы создавались симметричные широкие фалды, которые напоминали спокойный ритм архитектуры Ренессанса. В готический период платье тесно облегало фигуру и мягко ниспадало с подчеркнуто опущенных плеч. Теперь же оно стало воплощать объемность и телесность.
В это время выкройка стала строго делить женскую одежду на лиф с небольшим вырезом в виде овала, часто зашнурованный, и длинную юбку. Соотношения юбки и лифа пропорциональные. Так мода Италии выразила свой идеал, который заключался в равновесии всех частей тела. Те же тенденции просматриваются и в архитектуре Италии, которую можно определить как «сшитую по мерке человека».
Теоретики моды Ренессанса и, прежде всего, женщины утверждали, что мода должна быть богатой. Это нашло свое отражение не только в узорах и дорогих тканях, но и в оформлении рукава.
В XV веке рукав платья был узким и элегантным. Во второй половине столетия его разрезали, сначала в локтях, а потом и в пройме. В отдельных местах стало можно видеть нижнее белье.
В это же время начинают использование сочетания в одежде двух материалов и двух красок. Так начинается деформация платья, чем отличался маньеризм. Наиболее богатой частью туалета становится нижнее белье, поскольку белый материал в то время был почти самым дорогим.
В мужской моде того времени четко просматривались две линии. Точно так же, как в античные времена и во времена возрождения франты и молодые люди носили короткие броские костюмы. В основе его была античная туника, у которой в то время появились рукава. Кроме того, она дополнилась разнообразными эксцентричными элементами.
Такая одежда была в основном длиной до колен, но иногда ее делали значительно короче. При этом взору открывались эксцентричные облегающие штаны. Часто их шили из материалов разного цвета. В те времена вошли в моду камчатные ткани, бархат и узорчатая парча. При обычных складках рисунок их потерялся бы. Поэтому портные стали сшивать материал в округлые симметричные фалды, если это позволял узор ткани.
Кроме того, появляется мужской плащ с широким воротником и вшитыми рукавами. Он богато присборен и спадает с плеч почти до земли. Этот вид одежды имел и символическое значение. Поскольку плащ имел очень «достойный» вид, его стали носить интеллигенты, пожилые люди и ученые.
Этот вид одежды используется и в наше время. Это официальная одежда университетов, которая используется в различных церемониях Во времена Ренессанса в Италии появляется небольшая, но очень значительная группа. Это светская интеллигенция, которой не существовало вплоть до готики. В моде это выразилось именно появлением «плаща ученого».